27 августа в Кировоград прошел вечер, посвященный юбилею культового режиссера Тарковского Андрея Арсеньевича.
В этом году ему исполнилось бы 85 лет. Он ушел от нас в расцвете творческих сил, с неосуществленными замыслами постановок новых оригинальных фильмов.
Было ему всего 54 года. Но и то, что режиссер создал, будет осмысляться не одним поколением. На могиле Тарковского, находящейся во французском местечке Сент-Женевьев-де-Буа, поставлен памятник, на котором семь ступеней ведут вверх, в вечность. Это семь фильмов Андрея Тарковского, семь шедевров мирового кино. До их сути добраться вовсе не легко: от зрителя требуется высокая духовная и нравственная организация. То подавляющее большинства человечества, которое не считает духовность важной сферой жизни, никогда не поймут творчества Тарковского. Иисус однажды сказал: «Много званных, но мало избранных» Андрей Тарковский и есть тот избранный кинорежиссер. И все люди стремятся постичь нравственные высоты, заданные режиссером.
Гоголь как-то заметил, что главным героем его произведений является смех; главный герой фильмов Тарковского – совесть. Зрители смогли убедиться в этом, просмотрев отрывки из фильмов «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Зеркало», «Сталкер», «Жертвоприношение». Невозможно было не испытать эмоциональное напряжение, которое и дает пищу сердцу и мозгу зрителя.
Андрей всю жизнь искал ответы на «проклятые вопросы»: для чего человек приходит в мир, в чем смысл жизни, каково место искусства и художника в мире?
Все его фильмы об этом.
Чтобы лучше понять мир Андрея Тарковского, его напряжение творческой мысли, присутствующие ознакомились с выставкой, где были представлены фото Андрея Арсеньевича во время съемок его фильмов.
Первый свой фильм – «Иваново детство» Тарковский снял в 1962 году, и сразу пришло признание: на Каннском кинофестивале режиссер получил главный приз – Золотого орла. Кинематографическое сообщество было потрясено концептуальным решением режиссера: показать борьбу света и мрака в противоестественном для человека событии – войне, тем более для ребенка. Иван – двенадцатилетний мальчишка, лишившийся родных в начале войны, становится разведчиком. Видит смерть, кровь, разрушения, горе. И только в своих снах Иван смеется, видит солнце, бабочек, яблоки, первозданную природу, спокойствие, и умиротворение. Но, просыпаясь, Иван попадает в жуткую военную реальность. И война забирает мальчика.
В каждом фильме Тарковского обязательно присутствуют две стихии: вода, огонь.
Дерево – непременный символ жизни в фильмах: порой зеленое, могучее, раскидистое, порой – сухое и обугленное, обожженное страшными событиями, но все равно прорывающееся к солнцу и свету.
Тарковский однажды сказал: «Во всех картинах, которые я делал, мне всегда была очень важна тема корней, связей с отчим домом, с детством, с отечеством, с Землей».
В фильме «Андрей Рублев» рассказано о том, как народная тоска по братству в эпоху диких междоусобиц и татарского ига родила гениальную «Троицу», то есть идеал братства, любви и тихой святости.
Андрей Тарковский – великий гуманист. «Чем больше зла присутствует в мире, тем больше необходимо создавать красоты. Без сомнения, это труднее, но и необходимее», – сказал однажды режиссер.
Его последний фильм – «Жертвоприношение» – стал духовным завещанием Андрея. Он сам так объяснил замысел фильма: «Если мы не хотим жить как паразиты на теле общества, питаясь плодами демократии, если мы не хотим стать конформистами и идиотами потребления, — то мы должны от много отказаться . И начать мы должны с самих себя. Мы охотно возлагаем вину на других, на общество, на друзей, но только не на самих себя… Нужно жить так, как говоришь, дабы принципы перестали быть болтовней и демагогией». Так поступает главный герой фильма журналист Александр. Он понимает, что может произойти непоправимое: начаться третья мировая война, в которой не будет ни победителей, НИ ПОБЕЖДЕННЫХ.
Александр с молитвой обращается к Богу и просит помиловать мир, и для этого он клянется принести в жертву самое дорогое, что у него есть – дом, родных. В финале фильма Александр сжигает свой дом. И дает обет молчания: в мире конформизма его поступок не поймут даже родные. Это фильм и предупреждение нам, сегодняшним, которые являются свидетелями того, как сильные мира сего резвятся с ядерным оружием. Хотя фильм вышел в 1986 году.
Имя Андрея Тарковского дорого кировоградцам вдвойне: ведь отцом режиссера является Арсений Тарковский – наш земляк, юбилей которого нами был отмечен в июне этого года. Отец и сын: два гения – один в поэзии, другой – в кино, но оба – настоящие поэты в своем ремесле.
И не случайно фильм «Зеркало» Андрей Тарковский посвятил своей семье, которая дала ему и жизнь, и талант. В фильме звучит голос отца, читающего свои стихи, а по гречишному полю идет мать Андрея и ведет за руки детей, ведет в нелегкую, но прекрасную жизнь.
И единственный смысл жизни, по словам великого режиссера, заключается в необходимом усилии, которое требуется, чтобы перебороть себя духовно и измениться, стать кем-то другим, чем был после рождения. Если бы мы за этот период времени между рождением и смертью смогли достичь этого, хотя это и трудно, а успех ничтожно мал, смогли бы пригодиться человечеству».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

семнадцать + один =