В письме компании «Нафтогаз» премьеру Гройсману утверждается, что Украина должна(!) продать 49 процентов акций газотранспортной системы страны (ГТС) за 7 миллиардов долларов. Копию документа опубликовало агентство «Украинские новости».
Такое решение позволит Украине сохранить транзит голубого топлива через территорию государства после 2019 года, а сама сделка поможет Киеву сохранить доходы от транзита газа, отмечается в письме.
Идея «Нафтогаза» об участии иностранных инвесторов в ГТС не является оригинальной и неоднократно высказывалась. Суть в том, что, по мнению экспертов, сейчас ситуация для продажи самая неблагоприятная. А после запуска «Северного потока-2» украинская ГТС вообще рискует стать «грудой металлолома».
Впервые идея о продаже доли в украинской ГТС была озвучена в Киеве в 2002 году. В 2004-м достигнута предварительная договорённость о создании многостороннего консорциума владельцев в составе: «Газпром», «Нафтогаз» плюс несколько европейских компаний. Сделка сорвалась после прихода к власти Виктора Ющенко, когда украинский парламент принял закон, в соответствии с которым трубопровод нельзя было приватизировать или передавать в концессию.
Янукович в период своего президентства предложил создать двусторонний консорциум с ЕС. Но ни одна европейская компания не захотела в этом участвовать, так как объемы транзита российского газа неуклонно сокращались. Да и без страны – поставщика сырья затея теряла смысл. Поэтому европейцы предлагали вернуться к трехстороннему формату. Украина упорствовала, чем фактически и подталкивала «Газпром» к созданию обводных трубопроводов.
Возникли трудности и с оценкой стоимости газотранспортной системы. Первоначально украинская сторона указывала сумму 5-6 миллиардов долларов. В 2016 году «Нафтогаз» требовал за свои активы уже 30 миллиардов долларов. На фоне падающего уровня поставок газа консорциум новых покупателей так и не сложился.
Едва ли суждено осуществиться и новой попытке реанимации старой идеи. В письме и.о. главы правления компании Сергея Коновца премьеру говорится, что на сегодняшний день «Нафтогаз» оценивает газотранспортную систему Украины в 14 миллиардов долларов. И если «международный партнер заплатит, соответственно, 7 миллиардов долларов за 49 процентов акций ГТС, то такая инвестиция может рассматриваться как определенная гарантия сохранения доходов от транзита на текущем уровне».
«Нафтогаз» просит Гройсмана вынести вопрос о продаже акций на рассмотрение Совета национальной безопасности и обороны и одобрить идею продажи. Кроме того, компания просит правительство разработать план действий на случай полного прекращения транзита газа через территорию Украины в ЕС после 2019 года.
Большинство экспертов считает, что именно вопрос транспортировки российского газа является ключевым в судьбе украинской ГТС, ибо «Северный поток-2» и «Турецкий поток» позволят России безболезненно отказаться от транзита голубого топлива через территорию Украины. Отсутствие транзита газа через Украину сделают ГТС полностью убыточным предприятием. Недостаточно и собственных объёмов украинского газа, чтобы извлекать прибыль и модернизировать систему.
Но даже отсутствие интереса у покупателей к газотранспортной системе не избавило украинскую сторону от амбиций. Так, в начале 2018 года лидер партии «Батьківщина» Юлия Тимошенко заявила, что ГТС на самом деле стоит 300 миллиардов евро(!). Известно, кто у нас «думкоюбагатіє»…
«Чтобы построить новую ГТС с нуля, нужно потратить 300 миллиардов евро, что составляет тройной ВВП Украины», – приводит свои аргументы Тимошенко. Какой частник может позволить себе такие расходы? Это Советский Союз мог вкладывать такие средства совершенно безболезненно. И, как оказалось, себе во вред. Едва ли дело дошло бы до развала Союза, если бы голубое топливо продавалось за рубли.
«Кроме того, сегодня украинская ГТС приносит 3 миллиарда долларов прибыли в год», – утверждает Тимошенко.
Похоже, что вопрос продажи газотранспортной системы утратил экономическую подоплеку и превратился в инструмент для решения политических проблем. Так как Тимошенко неоднократно заявляла о намерении прийти к власти на следующих выборах в марте 2019 года, то ее заявление о стоимости ГТС было явно сделано в рамках партийной агитации. Называя огромную цифру в 300 миллиардов евро, Тимошенко демонстрирует, что благодаря действиям нынешней власти страна потеряла огромные доходы.
Когда-то ГТС действительно была сильнейшим активом страны. Но из-за отсутствия какой-либо стратегии у киевских властей сейчас она никому не нужна. А в предвыборный период нужны какие-то заявления, чтобы подбодрить украинский электорат.

Тем временем конгресс США готовится рассмотреть законопроект о санкциях в отношении «Северного потока- 2». Но там не собираются отстаивать интересы Украины, а намерены лишь использовать ее ГТС в политических целях. Соединенные Штаты хотят воспользоваться ситуацией для укрепления своего влияния в стране.
Вопреки мнению своего лидера отдельные представители партии «Батьківщина» считают, что попытки руководства страны продать часть акций украинской газотранспортной системы выглядят смешно.
Не согласны с коллегами по парламенту в партии «Самопомощь», считая, что единственный шанс для Украины сохранить газотранспортную систему – привлечь к проекту Россию. Только тогда «Газпром» гарантированно загрузит трубу и, вероятнее всего, вложит деньги в ее модернизацию.
Не исключено, что в скором времени в некоторых регионах трубу начнут растаскивать на металлолом, а через несколько лет она и вовсе исчезнет. С каждым месяцем такая перспектива становится все более реальной, и попытки руководства страны приостановить реализацию этого проекта пока не дают никаких результатов, считают и в самом «Нафтогазе».

По сообщениям информагентств

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

четыре × 4 =