«Днесь Христос в Вифлееме раждается от Девы;
днесь Безначальный начинается и Слово воплощается;
силы Небесные радуются, и земля с человеки веселится:
волсви Владыце дары приносят: пастырие Рожденному дивятся.
Мы же непрестанно вопием: Слава в вышних Богу, и на земли мир,
в человецех благоволение»

(Стихира «На хвалитех» праздника Рождества Христова)

 

Возлюбленные о Господе всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

В эти святые и поистине исполненные праздничным светом дни мы вновь устремляем свои взоры к Вифлиемским яслям, созерцая «Воплотившегося нас ради человек и нашего ради спасения Отроча младо – Превечного Бога».
Святая Церковь Православная, с благоговением осмысливая таинство Боговоплощения, всегда стремилась наполнить его самыми возвышенными человеческими словами. Она именует его «великою благочестия тайной» (1 Тим. 3, 16), сокровенным священным событием, которое «возвестило радость всему миру». Но, наверное, ни даже эти священные определения, ни формулировки христианских мыслителей, которые опытно выражали свои чувства об этом дивном чуде Рождества Христова, никогда не смогут сравнится с теми краткими и очень точными словами, сказанными святым апостолом Иоанном: «Ибо так возлюбил Бог мир, что послал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную…» (Ин. 3, 16). Тот, кого Церковь именовала апостолом любви, тот, кто «возлежал на персех» у Создателя всей твари и кому Зиждитель в Лице Пречистой Своей Матери вручил все человечество, именно он в совершенстве ощутил в своем сердце всю глубину празднуемого нами сегодняшнего священного события.
Любовь – поистине та глубина, которая неописуема, но ощутима. Именно она определяет тайну спасения нашего. По словам Священного Писания – это имя Самого Бога, ибо «Бог Любы есть» (1 Ин. 4, 8). Как часто эту Любовь мы вспоминаем при слышании ангельского пения «Слава в вышних Богу и на земли мир». Но как часто мы забываем, как эта Божественная Любовь в первую же ночь Своего явления в мир стучала во все двери Вифлеемского селения, и никто Ей не открыл. Всем было тепло и сытно, и везде Матерь Любви Божественной слышала одни и те же слова: идите дальше, вам здесь нет места. Но место нашлось – в убогих вифлеемских яслях.
По словам святителя Григория Богослова, каждое сердце верующего человека таинственно является «вифлеемскими яслями, вместилищем Любви Божией» (Слово 37 на Рождество Христово). И насколько важно нам, людям, носящим имя Христово, в сегодняшнее особенно нелегкое время, беречь и приумножать вокруг себя эту Божественную любовь, которая и сегодня не перестает стучаться в двери наших сердец, и заботиться о том, чтобы она в нас не охладела. А каким образом она может охладеть? По причине умножения беззакония (Мф. 24, 12).
Из опыта жизни мы все прекрасно знаем, что если в семье водворяется безнравственность и, как следствие, беззаконие, то это свидетельство того, что там иссякает любовь. Тогда начинаются ссоры, раздор, драки, захват и несправедливый дележ имущества, разделения и распад…
К большому сожалению, подобное происходит сегодня в отношении жизни общецерковной семьи. Тот, кто, будучи первым по чести, призван хранить верность и единство в любви всех членов Вселенской Церкви, своими действиями породил беззаконие. Плененный страстью гордыни и надменности, руководимый конъюнктурой и сиюминутной выгодой, он внес раздор и разделение в семью Православных Церквей и дошел даже до ненависти, когда вместо любви и уважения к Украинской Православной Церкви, ее каноническому епископату, духовенству и боголюбивому народу, заявляет, что только сносит и «временно терпит в Украине» нашего Предстоятеля Блаженнейшего Митрополита Онуфрия.
А те, кто может и должен возвысить свой голос в защиту правды и справедливости, мило улыбаясь, произносят лишь отвлеченные фразы о любви, о необходимости хранения духовного единства и мира, за которыми не стоят никакие конкретные действия. И самое досадное то, что в этой когорте состоят некоторые так называемые старцы Святой горы, которая всегда славилась мерилом святости, оплотом праведности, рупором правды и смелым обличителем неправды. Они своим молчанием потакают беззаконию, лукаво изображая неведение и закрывая глаза на те события, которые имеют место в нашей Церкви, прекрасно зная, чьими и каковыми действиями они спровоцированы, банально сводя все это лишь к конфликту Синодов двух Церквей, не замечая, как эти действия приводят к избиению священников и прихожан, захвату храмов, поруганию святынь, раздору и разделению народа. Но ведь они, будь действительно настоящими старцами, могли бы стать своего рода современными Святителем Николаем, Марком Эфесским или Максимом Исповедником! А они молчат в угоду своему этнарху, боясь быть лишенными мягкого игуменского кресла.
К этому беззаконию подключаются и наши светские власти. Начиная с высшей государственной, которой в 2018 г. был принят закон о насильственном переименовании Украинской Православной Церкви, цель которого – лишить Церковь ее имени, прав и имущества; и заканчивая местной властью, как это случилось в Новоархангельском благочинии нашей епархии – селе Торговица, где депутаты предыдущего созыва, в большинстве от партии «Свобода», на последней своей сессии, как бы оставляя соответствующую «память» о себе в народе, приняли незаконное решение об изъятии у церковной общины земельного участка, который был законно выделен под строительство православного храма.
Но Господь предупреждает нас: «Блюдите, да никтоже вас прельстит» (Мф. 24, 4), «ибо много званых, но немного избранных» (Мф. 22, 14). Если даже «сатана принимает вид Ангела света», то «не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» (Кор. 11, 13-15). Нам же необходимо быть в числе тех избранных, в которых сохранится Божественная любовь. Тогда «кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод?» (Рим. 8, 35), даже «большие воды не могут потушить любви» (Песн. 8, 7).
Кто изгоняет веру в Бога у людей и преданность Православной Церкви, тот закладывает фундамент общего озлобления, вражды, ненависти друг к другу. А кто сам верит в Бога, послушен Церкви и зовет к этому других, тот насаждает среди людей любовь, мир, радость, душевный покой – залоги внешнего преуспевания человеческой жизни.
Не могу, дорогие мои, умолчать и о том, что прошедший год был для меня самым трудным за все время моего архипастырского служения. С великой скорбью, по известным причинам, я не мог, как прежде, часто посещать храмы епархии. Я также не мог так часто, как у нас давно принято, собирать вверенное мне духовенство, чтобы «лицом к лицу» слышать ваши радости и ваши скорби. Но все равно в силу возможностей прилагал все усилия, чтобы услышать и быть услышанным. В это трудное время приношу сердечную признательность вам, дорогие отцы, за вашу стойкость в вере и верность Матери-Церкви, когда силы зла не перестают терзать Ее.
Отдельно хочется поблагодарить работников медучреждений, докторов, медсестер, младших медработников, которые в это непростое время отдают все свои силы на служение ближним, не покладая рук и подвергая себя опасности, свято исполняют свой долг и являют пример жертвенной христианской любви.
Приношу искреннюю благодарность вам, дороги братья и сестры, что в это трудное время вы не на словах, а на деле свидетельствуете о том, что Бог, Рожденный когда-то в вифлеемских яслях, и сегодня совершает «велию благочестия тайну» в сердце каждого, имя которой – жизнь вечная. Искренне верю, что благодатию Богомладенца-Христа все мы вместе и в дальнейшем преодолеем неизбежные и предстоящие нам трудности.
Вместе с этим, глубоко переживая со всеми вами празднуемое нами священное событие Рождества Христова, я искренне благодарю всех, кто прислушался к нашему призыву и остался не равнодушным к стихийному бедствию, в недавнем времени постигшем наш город. Благодарю всех, кто всеми возможными способами приобщается к нашим просьбам о помощи нуждающимся людям преклонного возраста, детям-сиротам, бездомным. Это поистине живое свидетельство того, что благодать Рожденного Христа жива в яслях сердец наших и приносит свои плоды.
Склоняясь пред этими яслями, от всей души поздравляю всех вас со светлым и мироспасительным праздником Рождества Христова. Молитвенно желаю всем помощи Божией во всех добрых делах и начинаниях. Пусть новорожденный в яслях Христос укрепит наши духовные и телесные силы, исцелит всех немощных и скорбных, дарует всем без страха и отчаяния в наши трудные дни смело всматриваться в день грядущий, и пусть каждый из нас как можно чаще слышит в своем сердце радостное ангельское пение: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение».
Милостью Божией,

+ Иоасаф, митрополит Кировоградский и Новомиргородский

Рождество Христово 2021 года

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

14 − 10 =